|
||
◄ На главную | Информационное творческое пространство | |
«Принцип искусства воспитания… гласит: дети должны
воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего
состояния рода человеческого» И. Кант |
||
Информационное творческое пространство Информатика в начальной школе. Цикл методических игр, используемых на уроках информатики в начальной школе.
Презентация: Урок по теме информация.
|
«Я, конечно, не могу сказать, будет ли лучше, если
всё будет по-иному, но вот что я могу утверждать: всё должно быть
по-иному, если всё должно стать лучше» Г. Лихтенберг |
|
В период перехода от индустриального общества к обществу информационному, обилие и доступность информации является главным достижением и главной проблемой. Человек, и особенно ребёнок, получает огромное количество информации, в большинстве своём, не являющейся для него полезной, а именно - новой, понятной и важной. Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Людям, окончившим школу более 15 лет назад, понятно, о чём идёт речь. Многовековой навык владения пером, шариковой или гелиевой ручкой успешно заменяется умением работать с клавиатурой, поиск информации в литературных источниках напрямую связан с умением работать с Интернетом, отмирает эпистолярный жанр, ему на смену пришёл жанр электронной записки. И, хотя все мы знаем, что «рукописи не горят», электронный вид документа в наше время стал предпочтительнее рукописного. Умение ориентироваться в информационном потоке становится залогом успешности, а неумение приводит к потере времени и сил без получения положительного результата. В школьном курсе есть специальный предмет, изучающий способы и средства работы с информацией. Но поток информации на уроках структурирован, строго выверен, проанализирован и скомпонован! А в жизни всё обстоит иначе. Мир заполняет информационный хаос. Как научить ориентироваться в нём без практической экспериментальной работы? Школа, бесспорно являющаяся моделью современного общества, предоставляет для этого прекрасную возможность. Информационные потоки, являющиеся результатом деятельности различных школьных структур нужно сделать прогнозируемыми, упорядоченными, доступными для пользователя любого уровня. Чтобы этого достичь, нужно освоить методы работы с информацией, придумать и наладить способы координирования объектов информационного поля, создать единую информационную базу. Прекрасная возможность практической деятельности на информационном материале школы! Приведу небольшой пример. В любой школе к празднику готовятся утренники, концерты или спектакли. Ребята несколько недель упорно репетируют, чтобы один раз показать результат своего труда. И наверно, обидно бывает, если этот труд по какой-то причине остался незамечен, был воспринят формально, как должное. Энтузиазм творчества заменяется равнодушием и бездействием: зачем стараться, если всем - всё равно. А представим, что на концерте присутствуют представители средств массовой информации, пусть даже школьного уровня. Фото и видеосъёмка кратко и ярко расскажет о лучших эпизодах праздника, оставит память о нём в информационной школьной базе, газета оценит одних и покритикует других. И если хотя бы один участник в этой творческой связке раскроется в по-новому, значит его труд (будь это труд газетного критика, оператора, артиста, музыканта, или просто работника сцены) не прошёл даром. Будьте уверены, дети поймут это сами! Структура информационного творческого пространства в Центре Образования №429 выстраивалась постепенно. Сначала появился школьный сайт, потом периодическое издание под названием «Осторожно, школа!», в 2006 году стало функционировать школьное телевидение. Пожалуй, самой сложной частью создания информационного поля является координирование его структур. Этой задаче нужно отвести центральное место, ибо возникающие в разное время и с разной целью, и существующие сами по себе информационные объекты не более чем части ещё не собранной вещи. Один из способов решения такой сложной задачи - это создание координационного центра. Представители классов, собираясь вместе, делятся информацией о перспективах на ближайшую неделю, выделяют главную и отсеивают второстепенную информацию, и результатом их работы становится список школьных проблем, новостей, мероприятий, определяющих направление информационных разработок по объектам. Кажется, что все вышеперечисленные объекты несут скорее информативно-развлекательный характер и мало чем помогают в образовательном процессе. Но это только на первый взгляд. Давайте рассмотрим работу в телевизионной студии с разных точек зрения. Группа учеников девятого класса побывала на выставке, посвящённой шведскому бизнесмену и дипломату Раулю Валленбергу, сумевшему в конце Второй Мировой войны спасти жизнь десяткам тысяч венгерских евреев. Участниками телевизионной студии был отснят материал, послуживший основой для созданного позже фильма. Работа над озвучиванием видеокадров выставки потребовала глубоких знаний в области истории. Было прочитано и проанализировано большое количество материалов по Холокосту и создан объяснительный текст. Чтобы найти музыкальное сопровождение, по силе эмоционального воздействия, соответствующее видеоряду, ребята прослушали огромное количество классических произведений. Социальная значимость данной работы, её значение в воспитании интернационализма, патриотизма, милосердия - бесспорны. Современные дети слишком мало знают о фашизме. Сухие строки учебников, содержащие лишь безликий перечень сражений, да статистику погибших во Второй Мировой вряд ли способны передать весь ужас и трагизм, пережитые поколениями наших дедов и прадедов. Совсем иначе воспринимаются конкретные истории людей на войне. Побывав на выставке, посвящённой Раулю Валенбергу, девятиклассники получили сильнейший эмоциональный заряд и захотели поделиться своими переживаниями. Так возникла идея создания фильма «Рауль Валленберг - и один в поле воин». Глубокое знание предмета, потребовавшееся, чтобы создать данный фильм, определяет значимость проделанной работы с образовательной точки зрения. Информативная ценность фильма не вызывает сомнений. Его можно использовать, как иллюстративный материал на занятиях по истории, на тематических мероприятиях, на занятиях в телестудии. Важен и тот факт, что над созданием фильма трудились не отдельные личности, а коллектив единомышленников. Как правило, уровень ответственности за труд, сделанный коллективом, падает пропорционально количеству участников. Работа над фильмом представляет собой сложное взаимодействие всех специализаций, поэтому самое трудное – это научить ребят работать в группе, тем более что с приходом в нашу жизнь информационно-коммуникативных технологий личностная коммуникативность идёт на убыль. Чтобы достичь желаемого результата, деятельность в телевизионной студии была спланирована так, что первые творческие опыты ребята делали самостоятельно. После изучения правил видеосъёмки, каждый получал задание снять небольшой видеосюжет. Потом мы просматривали эти сюжеты, определяли качество отснятого материала, отмечали удачные кадры, анализировали ошибки, находили неиспользованные возможности и простраивали композицию монтажной работы. Монтаж видеоматериала каждый выполнял самостоятельно, но завершённые работы были представлены для коллективного обсуждения. Когда ребята овладели правилами и техникой индивидуальной работы, когда определились их слабые и сильные стороны, были сгруппированы рабочие коллективы с учётом особенностей их характеров и возможностей. Кто-то умело обращается с камерой, и глубина композиции кадра для него не проблема, кто-то с удовольствием берёт интервью или сочиняет дикторский текст, кто-то – эксперт по части музыкального оформления, а особо трудолюбивые кропотливо обрабатывают видеоматериал в мультимедийных средах. Как правило, при такой форме работы, используется исследовательский метод получения новых знаний, может быть, не самый ресурсосберегающий, зато самый социально значимый. Репродуктивный или трансляционный метод, традиционно использующийся на уроках объяснительного типа, вряд ли приемлем. Предположим, что ребята, решившие научиться монтировать видео, прослушали подробную лекцию о том, как осуществляется монтаж. Смогут ли они самостоятельно работать, опираясь на полученные объяснения? Скорее всего, нет. Недостаток трансляционного метода – это его оторванность от практики, и именно поэтому он мало востребован в структуре ТОПов. Репродуктивный метод похож на поиск пути по предварительному объяснению. Отправляясь в путь, вы прослушали описание маршрута, но часть объяснений забыли, кое-что перепутали, и найти дорогу без дополнительных уточнений вам крайне трудно. Объяснительно-иллюстративный метод применим только в случае, когда надо продемонстрировать ребятам принципы и этапы монтажной работы. Видеофрагменты, наглядно показывающие этапы работы над видеоматериалом, хорошо объясняют задачи и сложность монтажа: вот видео материал, из которого мы вырезаем лишнее, склеиваем переходами части фильма, убираем звук, там, где он не нужен, полученную заготовку фильма, озвучиваем, накладывая дикторский текст или музыку. Этот наглядный, привлекающий внимание метод, можно сравнить с поиском пути по плану. Задача становится легче, но и здесь есть свои трудности. Не все умеют одинаково хорошо ориентироваться, да и план может быть не достаточно подробным. А повторить пройденный путь без плана, будет почти так же сложно, как и в первый раз. Моделью частично-поискового метода является путь к объекту в сопровождении опытного проводника. Вас ведут, акцентируя ваше внимание на вехах и этапах пути, и не дают отклониться от цели. Ученик будет монтировать свой будущий фильм под руководством преподавателя, который предостережёт от возможных ошибок и сэкономит время учащегося. Слабая сторона этого метода заключается в том, что, принимая во внимание сложность изучаемого процесса, каждому ученику нужно уделить несколько часов, а построить работу студии, как последовательность индивидуальных занятий невозможно. Моделью исследовательского метода можно назвать самостоятельный путь до цели. Ребята накапливают положительный опыт, используя метод проб и ошибок. Они снимают то, что нравится им, они воспринимают происходящее через призму собственного взгляда на мир, где отражены их ценностные приоритеты, и создают то, чем хотят поделиться с окружающими. Достигнув цели, они уже никогда не забудут пройденный путь, потому что слишком много усилий потратили на его поиск. А эти усилия будут приложены только в случае высокой мотивации к предмету обучения. Как же её получить? Ответ достаточно прост. Позвольте детям творить! Вы замечали, как светятся глаза детей, когда они видят результат своего творчества? Гордость, радость, уверенность в собственных силах сквозит в этом взгляде. Может быть, в эту минуту их пробудившаяся фантазия уже работает над новым замыслом. Мы знаем, как важно не спугнуть это созидательное начало, не обидеть строгой, пусть и вполне справедливой критикой. Критика - очень опасный инструмент, и пользоваться этим орудием нужно очень осторожно, тем более, когда дело касается творчества. Здесь нет чётких рамок и правил, здесь многое решает вкус и эмоция. Мудрые родители, развивая в детях самостоятельность, никогда не обидят ребёнка недоверием и похвалят даже в том случае, если результат выполненной работы оставляет желать лучшего. В противном случае, можно отбить охоту к любому проявлению самостоятельности, и плохо вымытая посуда останется единственной попыткой ребёнка вам помочь. Первый творческий опыт тоже может стать единственным, а может положить начало большой и успешной творческой жизни. Если провести классификацию осуществляемых в нашей школе проектов, то мы увидим многообразие методов и форм, соединённых творческим потенциалом учителей и учеников: · проекты социального направления (опросы, проблемные диспуты, критические статьи, интервью с учащимися и преподавателями и др.); · проекты творческого направления (освещение общешкольных, классных мероприятий, выставок, концертов, публикации творческих работ учеников и т.п.); · научно-исследовательские проекты (презентации, описания и отзывы об экскурсиях, путешествиях, создание информационных копилок); · долговременные проекты ( «Исторические мгновения на память», «С 1-го по 11-ый», «Жизнь замечательных учителей» и др.).
Огромное информационное поле школы – это неисчерпаемый источник для творчества. Информационное пространство образуется вокруг любого другого ТОПа (социального, АРТ, путешествий, мастерских и др.), отображает и координирует их работу, повышая её эффективность. Если, к примеру, экскурсия, поход или путешествие будут освещены в школьных СМИ (на этапе подготовки и после проведения), то желающих поучаствовать в таких мероприятиях будет гораздо больше. Если о результатах конкурсов и олимпиад можно будет узнать не только из скучного списка, а из видеоролика или из газетного интервью, мотивация участия в таких мероприятиях заметно повыситься. Если на школьном сайте каждый учитель будет иметь собственную страницу, участие родителей в образовательном процессе станет более активным и согласованным. Цели, которые мы ставим перед собой, важны, не только с позиции транскрибирования образовательного процесса в область современных информационных технологий, но и с общечеловеческих, социальных и нравственных позиций. Проблемные темы, которые стоят в основе проектной деятельности, дают возможность учителю решать важные воспитательные задачи, опираясь, как на различные информационные источники, так и на личный пример. Для иллюстрации этого утверждения приведу пример из начальной школы. На уроках информатики ребятам предлагается следующий вид работы: составить генеалогическое древо, используя все имеющиеся информационные источники. В качестве источников используются рассказы родителей, бабушек и дедушек, фотографии, семейные архивы и т.д. После выполнения этой работы, ребята делятся полученной информацией, демонстрируют найденные фотографии. Социальное значение этой работы бесспорно. Воспитательный момент преемственности поколений достигается через учебное задание. Многие ребята, имеющие поверхностное представление о своей семье, самостоятельно восполняют пробелы и рады поделиться сделанными открытиями. Затронем ещё один аспект творческого подхода к образованию. Вы не задумывались, почему бывшие троечники преуспевают, а отличники становятся заурядными трудягами? Успешный ученик традиционной школы – это добросовестный исполнитель, уровень интеллекта которого намного превышает уровень его креативности. А ребёнок, конфликтующий с системой школьного образования, как правило, является творческой личностью, но недостаточно развит интеллектуально. Жизнь это успешно поправляет, и вот он уже во главе, и все, знавшие его в школьные годы, удивлены и недоумевают. Сегодня мало быть добросовестным исполнителем и начитанным эрудитом. Информационная среда меняется мгновенно, знания стремительно устаревают. Остаётся на плаву тот, кто может быстро адаптироваться к новым условиям, кто умеет решать проблемные задачи, кто знает, где найти и как применить необходимую информацию. Чтобы дети, которых мы учим, стали успешны, их умения и знания востребованы, мы должны пересмотреть приоритеты и сместить их в область практических и творческих навыков. Разумеется, процесс преобразования школьной системы не может пройти быстро и безболезненно. Но помочь тем ребятам, которые не могут найти стимула, чтобы успешно учиться в условиях и правилах традиционной школы, мы можем. Возможность участия в различных социальных и культурных проектах – это другой способ проявить себя, отличный от традиционного школьного обучения. Предположим, ребёнок, слабо успевающий в виду определённых обстоятельств, проявил себя, как талантливый актёр или художник. Получив возможность раскрыться, заслужив положительную оценку своих способностей от педагогов, уважение одноклассников, он становиться более уверенным в себе и своих силах, а следовательно, получает новый стимул для самосовершенствования. И этот стимул, как правило, распространяется не только на область успеха, но и на другие сферы учебной деятельности. Для огромного количества ребят участие в работе творческих образовательных пространств – это новые возможности, дающие ощущение успешности и уверенности, которая может и должна, в свою очередь, дать определённый толчок и в области образования.
Воронцова Н.Д. Учитель информатики,
Руководитель телевизионной студии Центра Образования №429. |