На главную

Уважаемые посетители сайта ЦО № 429!

          Рекомендуем Вам заглянуть на нашу страничку по изобразительному искусству, где представлены некоторые работы детей на уроках ИЗО, проведенных в 5 – 6 классах учителем Светланой Валентиновной Попович, например, по теме «Кошки». Психологи нашей школы дают такую оценку работам по этой теме:

   

КОШКИ

Кликни, чтобы начать просмотр альбома.

     Желание изображать окружающий мир возникло у человека в самом начале времен. Красота живых существ, изображенных доисторическим человеком, задевает и завораживает нас до сих пор, когда мы смотрим на наскальную живопись. Действительно, почему люди на этих рисунках схематичны и просты, тогда как животные прорисованы необыкновенно тщательно, правдоподобно и красиво? Многие исследователи объясняют это с позиций потребностей первобытного человека, связанных с религиозными культами. Может быть, это и так, а, может быть, и нет. Важнее, что эти рисунки говорят нам о том, что уже в те доисторические времена рисование было важным делом, на которое тратили и силы, и время, и фантазию. Человек разумный практически в самом начале своей человеческой истории становится человеком рисующим, человеком, творящим красоту.
        Человеческие детеныши в самом начале собственной жизненной истории также восхищены окружающим миром и тварями, его населяющими. Звери, как часть этого огромного и волнующего мира, завораживают маленького человека. Сравнивая себя со зверями, во многом осознавая свое сходство и различие с ними, ребенок, очевидно, может ощущать свою человечность. Практически каждый человек имел собственного зверя -- игрушку, мягкого, плюшевого, теплого и одушевлял его в своих мечтах и играх. При этом не столь важно, вызывали ли реальные, живые собаки, кошки, медведи страх, уважение, приязнь или какие-нибудь другие чувства, т.к. внутренний "зверь" все равно был мягким, добрым и понимающим. Можно вспомнить, например, мультфильм "Варежка", где девочке так не хватает настоящего маленького пса-друга, что таким другом, настоящей собакой становится обыкновенная на взгляд взрослых варежка.
На рисунках профессиональных художников-анималистов животные изображены на первый взгляд с фотографической точностью. Но они сохраняют отпечаток индивидуальности автора. И вы понимаете, глядя на рисунок, что это не вообще слон, а вполне реальный слон. Он изображен в реальный момент его слоновьего времени. И художник, рисуя его, испытывал к этому конкретному слону и к его изображению вполне реальные чувства.
        На картинах известных художников тоже иногда появляются кошки (и другие звери), чаще при изображении женщин, когда это удивительное существо выполняет особую задачу: намекнуть, напомнить, подчеркнуть, обратить внимание зрителя на особое отношение автора к внутренней жизни изображенного человека. Помните, например, знаменитую даму с горностаем? А уж на полотнах примитивистов животные и вовсе удивительные. Они живут своей собственной, около-человеческой жизнью, и звери одного автора похожи друг на друга как братья.
        Взрослые стремятся учить ребенка с детства рисовать и даже оценивают по этому умению его умственное и эмоциональное развитие, изобретая способы тестировать детские (и не только детские) рисунки. Действительно, практически каждый рисунок может являться возможностью для диагностики внутренней жизни ребенка, его личностных особенностей. Столь любимый психологами тест "Рисунок несуществующего животного" приобретает все новых и новых сторонников, поклонников и исследователей. И действительно, человек, рисуя животное, во многом одаривает его своими особенностями. Глядя на рисунок, можно достаточно ясно определить, как человек относится к самому себе и к окружающим, агрессивен он или дружелюбен, чем он болеет, как строит свои отношения с другими людьми и с окружающим миром и многое другое. Про это написано много специальной психологической литературы, но нас интересует другая сторона такого явления, как ребенок, рисующий животное.
        В отличие от внутренней жизни взрослых, мир детства ярок, фантастичен и жив. Рисуя животное, ребенок скорее творит свою сказку, чем изображает фактический, реальный мир. И для каждого ребенка эта сказка своя, может быть добрая и веселая, а может быть мрачная и страшная. Если рядом с ребенком есть внимательный и добрый взрослый, то он может помочь ребенку выбраться из сказки с плохим концом и помочь создать новую сказку или еще более светлую и радостную или более спокойную, но точно с хорошим концом. Ребенку, который живет в своем полуреальном, фантастическом, сказочном мире, важно знать, что взрослые стараются его понять, уважают его и его творчество. Сказкотворчество -- важный этап освоения мира ребенком. Состоявшийся контакт с взрослым помогает ребенку строить свои собственные отношения с миром и людьми. Во многом определяет его стратегии жизни в тревожном нестабильном мире и жизненный сценарий. Обратите внимание на то, какие сказки выбирает ваш малыш, может быть, ему нужна ваша помощь, поддержка, которая поможет ему стать более успешным и счастливым.
        Если у маленького человека есть свой не очень положительный опыт общения с животными или осторожные взрослые переусердствовали с наставления типа: "не тронь, укусит, заразит" и т.п., то его звери будут сильно отличаться от зверей ребенка, который строит свои отношения с животными на основе доверия и симпатии.
        Ребенок, познающий мир, часто не понимает запретов. Почему червяк противный? Ведь он такой интересный, гладкий, умеет изменять толщину и ползти всем телом. Почему жук страшный? Он же такой блестящий, твердо-хрупкий и издает такие уж-ж-жасно интересные звуки! Поплакав после общения со шмелем, ребенок вряд ли будет трогать этого опасного мохнача, но отношение взрослых и их реакция на эту "травму" во многом будут определять отношения и реакции ребенка на все живое: будет ли он уважать права и границы других, даже маленьких существ, будет ли всего бояться и избегать их или злиться на самый факт существования рядом кусачих и колючих зверей и вообще того, кто живет по-другому. Действительно, кошки царапаются, собаки кусаются, ежи колются, а крапива жжется. Но совершенно не обязательно хватать кота, даже если ты его хочешь просто погладить, а он уходит. Важно уметь давать себе свободу просто присутствовать и созерцать, а живому предоставить жить своей жизнью. В любом случае практически каждый ребенок интересуется живыми существами, населяющими мир. И сколько всего нового и интересного, сколько тепла, любви дают нашим детям наши любимцы, наши домашние животные: кошки, собаки, черепахи, хомяки.
        Попробуйте мысленно ответить на вопрос: кошка, она какая? Легко предугадать, что и ваша внутренняя кошка (или, если так больше нравится, ваш личный образ кошки) окажется мягкой, пушистой, теплой, с загадочным взглядом, мурлыкающей, игривой, осторожной, с острыми когтями и зубами. Кошка, которая гуляет сама по себе. Ведь из всех домашних животных самое дикое, конечно же, кошка. По большому счету, трудно сказать, кто кого приручил: человек кошку или кошка человека. Точнее, возможно, было бы сказать, что кошка, живущая рядом с человеком, иногда может позволить этому существу позаботиться о ней, кошке. Дикие кошки не живут стаями, у них нет социальной иерархии. Они вполне самодостаточны и независимы, чтобы выживать и выращивать потомство самостоятельно.
        Помните, у Киплинга, как это было, когда мир был совсем новым? "На рассвете мужчина с собакой и лошадью отправился на охоту. Женщина была занята стряпней, а ребенок все время кричал и отрывал ее от дела. Женщина попробовала вынести его из пещеры. Она положила его на землю и, чтобы занять его, дала ему горсть камешков. Однако ребенок не унимался. Тогда Кот вышел из засады и стал гладить ребенка по щеке своей бархатной лапкой. Кот терся об его пухлые ножки и щекотал ему шейку хвостом. Ребенок засмеялся. Женщина услышала его смех и улыбнулась..." Когда кот ушел, ребенок снова заплакал... Женщина "привязала нитку к маленькому глиняному веретену и потащила его по полу, а кот бежал за ним, подбрасывая его лапками, ложился на него, делал вид, что потерял его, а потом опять ловил его, пока ребенок не стал хохотать так же громко, как прежде плакал. Он пополз за котом и катался с ним по пещере, а когда устал, то задремал, обхватив кота ручонками"... (Редьярд Киплинг "Маленькие сказки", М., "Республика", 1993 год).
        Кошки на детских рисунках не менее забавны и привлекательны, чем в рассказе Киплинга. Сказки, населенные этими кошками, разные. Но даже на неумелом детском рисунке можно увидеть желание, чтобы рядом был товарищ для игр, существо загадочное, как сфинкс, но очень привлекательное, удивительное и симпатичное.
        Мы убеждены, что ребенок, рисующий кошку с любовью и интересом, способен увидеть это существо по-новому. Как интересно устроена кошачья мягкая лапка, прячущая острые коготки, какое удивительное устройство кошачьи уши-локаторы. А усы -- они совсем другие, чем у папы. А бездонные кошачьи глаза, зрачок которых -- просто вход в другой мир. Ребенок фантастически наблюдателен. На рисунках можно увидеть такие особенности, о которых взрослым даже не приходит в голову задуматься. А самое главное -- такое изучающее, внимательное, заинтересованное рисование животного, возможность для ребенка почувствовать свое собственное Я, свою душевные движения -- это его шанс испытать благоговение перед Жизнью. Мы убеждены, что такие дети вряд ли будут мучить животных, причинять им боль. И рисунок на уроке -- маленький, но шаг вперед в этом направлении.
        Не менее важный аспект -- это доверие, которое ребенок демонстрирует, показывая свое отношение, свой личностный опыт построения отношений с миром. Не случайно, чем старше человек, тем труднее ему рисовать. Спросите сами себя, почему лично вы не рисуете? А ведь возможно в вашем домашнем архиве до сих пор хранятся ваши детские рисунки, а ваша мама вздыхает, что вы в дошкольном возрасте подавали надежды....
        Желание и умение рисовать -- это то, что роднит настоящих художников и детей. Не технические навыки изображения того, что вы видите, а а творчество, порыв, стремление поделиться тем, что внутри. Дети, взрослея, обрастают "взрослыми" тревогами и сомнениями. Часто для них становится важнее услышать то, что им скажут, чем сказать самим. Забота о впечатлении, которое вы производите, оказывается сильнее, чем желание показать, что за существа населяют ваш внутренний мир. И эти существа постепенно уходят из вашей жизни. Многие взрослые уже и не могут вспомнить, как можно жить по-другому. Респектабельность предполагает, что человек вполне успешно делает, что умеет, и не делает того, чему он не обучен. И часто люди отказываются от рисования, оправдываясь неумением. Но даже небрежный, как бы не очень старательный на первый взгляд, рисунок, заслуживает уважительного и внимательного подхода. Именно рисуя, стараясь забыть о техническом несовершенстве, рисуя для себя, человек имеет шанс встретить самого себя, вспомнить себя в детстве, творческого и свободного. Человек рисующий как разновидность человека разумного -- исключительное явление. Но его можно умертвить оценкой, насмешкой или сравнением. Особенно если мы имеем дело с детьми, чуткими к фальши, ранимыми и жаждущими признания, как истинные художники. Умные и чуткие педагоги понимают, что ребенок, рисующий то, что ему дорого, заслуживает особого отношения. Ни в коем случае не оценки, а принятия и позволения его животному быть именно таким. Возможно, за кажущейся небрежностью и нестарательностью скрываются сложный, может быть даже противоречивые чувства, своя личная история и своя сказка, находиться в которой тревожно, а конец у нее, может быть, и не самый счастливый и поэтому так трудно дорисовать до конца. Но когда ребенок имеет возможность сравнить свой рисунок с рисунками других детей, конец сказки может измениться и на счастливый. Ты оказываешься не один. Есть веселые, счастливые кошки, и можно позаимствовать у них капельку их радости. Но есть и мрачные, страшные, грустные и тогда уже легче, потому что есть с кем разделить свои тревоги и печали. Ведь действительно, кошки бывают разные, вот они все перед нами -- такие разные кошачьи жизни. Наверняка среди них есть и счастливые. А это значит, что и в твоей сказке возможен счастливый конец!

 

К просмотру альбома =>

НОВЫЕ КОШКИ ►

Ждем Ваших отзывов и пожеланий юным художникам. Почаще заглядывайте на наш сайт.
 
На главную  
Hosted by uCoz