|
В
жизни младшего школьника, безусловно, два очень важных этапа,
знаменующие изменения как внешние, так и внутренние. Первый этап -
поступление в школу, привыкание к новому режиму дня, работе в
коллективе.
Второй этап — окончание начальной школы и переход в среднее звено.
Изменения, которые касаются предметного обучения, увеличение
самостоятельной работы, более свободное передвижение в школьном
пространстве. Школа словно вырастает вместе с ребенком и в буквальном, и
во внутреннем содержании.
Нередко,
это вызывает чувство страха и у детей, и у их родителей. Ведь теперь
дети выбираются из удобного «гнездышка», в котором их опекал учитель
начальной школы, и отправляются в свободное плавание.
Конечно, этот вопрос более плавного перехода давно тревожит и
обсуждается между учителями начальной и средней школы, но не всё зависит
только от наших решений и предпринимаемых попыток.
Возможно, некоторые мои советы послужат спасательным кругом для Вас,
дорогие родители!!!
-
Если задуматься над
этой проблемой до начала 4 класса, то у вас будет время «постелить
соломку» собственному ребенку.
-
Обратите внимание на
физические изменения, происходящие с ребенком: ухудшение зрения,
изменение осанки, утомляемость и др.
-
Постарайтесь вовремя
показаться специалисту. Бывает , что учебные неудачи связаны со
здоровьем, а последняя диспансеризация была перед школой.
-
Сбалансируйте время
занятий в спортивных секциях (музыкальной, художественной школе),
чтобы время домашних занятий не выпадало на позднее вечернее время,
когда весь их смысл пропадает.
-
Чаще контролируйте
успехи, проверяя регулярно дневник. Не оставляйте без внимания
отметки за информатику, английский язык, изобразительное искусство,
хореографию, физкультуру.
-
Обращайте внимание на
работу с литературой при подготовке к устным предметам: составление
планов по тексту, пересказов. Если ваш ребенок научится находить
главное и составлять план для пересказа, то многие предметы в 5-ом
классе будут даваться ему легко (история, география и др.).
-
Следите за
каллиграфией и оформлением работ. Не секрет, что в 4-ом классе из-за
увеличения объема написанного теряется аккуратность. Но любая
контрольная работа в начальной, а особенно в средней школе
понижается на 1 балл из-за неверной записи, особенно в такой точной
науке как математика.
-
Способствуйте участию
детей в школьных праздниках, олимпиадах и в школьной газете, тогда
фамилия вашего ребенка будет известна старшей школе, даже до его
перехода.
-
Читайте вместе
с ребенком его сочинения и изложения, написанные в школе, чтобы
разобрать речевые ошибки или вместе порадоваться успеху ребенка.
Это лишь общие
советы (но выстраданные), а ЗУН (знания, умения, навыки) на конец 4-ого
класса вы можете посмотреть в конце статьи.
Возможно, прочитав, вы обратите внимание на частное употребление слов
«следите», «обращайте», но мы вместе с вами «стелем солому», чтобы
ребенок не «споткнулся» и не «упал» в новых для него условиях. В пятом
классе всё наработанное даст «всходы», ваши дети смогут уверенно
почувствовать себя и положительно зарекомендовать себя перед учителями.
Родители, у которых младшие школьники уже вторые или третьи дети,
согласятся со мной...
А остальные, надеюсь, примут к сведению.
Итак, счастливого и ответственного 4-ого года обучения.
Шувалова К.Л.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся.
Чтение:
- самостоятельно выявлять основной смысл
прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста;
- составлять план рассказа или статьи;
- подробно, выборочно и сжато пересказывать текст;
- находить в тексте материал для составления рассказа на
определенную тему;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и
точность изложения;
- воспроизводить текст с элементами описания или рассуждения,
с заменой диалога повествованием;
- наблюдать за особенностью речи действующих лиц рассказа,
сопоставлять их поступки и отношение к окружающему миру;
- выявлять мотивы поведения героев;
- определять свое и авторское отношение к событиям и
персонажам;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, метафоры,
фразеологические обороты; составлять творческие рассказы;
- обобщать представления о жанрах художественных
произведений;
- различать художественные и научно-популярные тексты;
- обогащать и активизировать свой словарный запас;
- использовать в устной речи и при чтении интонации,
соответствующие выражаемым мыслям и чувствам.
Русский язык:
- безошибочно, каллиграфически правильно списывать
и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами;
- производить фонетический разбор слов;
- производить разбор слов по составу;
- производить разбор слов как части речи;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения,
определять их вид, выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно
составленному плану, небольшой рассказ;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать
просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Математика:
- уметь читать, записывать и сравнивать числа
в пределах миллиона;
- умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность
деления на нуль; перестановка множителей; умножение суммы на число и
числа на сумму; деление суммы на число; умножение и деление числа на
произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между
делимым, делителем и частным; способы проверки умножения и деления.
- Решение уравнений на основе взаимосвязи между данными и
искомыми числами и их использование при решении задач.
- Устное умножение и деление на однозначное число в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10,
100,1000.
- Письменное умножение на однозначное, двузначное и
трехзначное число.
- Письменное деление на однозначное, двузначное и трехзначное
число.
- Числовые выражения в 2-3 действия, содержащие умножение и
деление; вычисление их значений.
- Примеры зависимости между величинами.
- Числовые выражения в 3-4 действия, содержащие сложение,
вычитание, умножение и деление; вычисление их значения.
- Представление о площади фигур. Единицы измерения площади.
- Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника.
- Задачи на нахождение нескольких долей числа.
- Задачи в 1-4 действия, содержащие сложение, вычитание,
умножение и деление.
|
|