◄ На главную Обратно
   

Информатика в начальной школе.

 Из опыта работы…

 

Информационное творческое пространство

Информатика в начальной школе.

Цикл методических игр, используемых на уроках информатики в начальной школе.

Мы играем в телевидение.

План работы кабинета № 314.

Презентация: Урок по теме информация

 

Если представить память взрослого человека в виде совокупности разноформатных файлов, то мы получим более или менее ветвистую иерархическую структуру. Многочисленные корневые каталоги памяти содержат не менее многочисленные папки, а полный путь доступа к конкретному файлу представляет собой довольно длинный перечень логических разделов. Память ребёнка больше напоминает список. Величина этого списка только усложняет поиск. Легко находятся часто запрашиваемые файлы, не запрашиваемые постепенно исчезают.

Разместить информационные файлы так, чтобы время, затраченное на поиск нужной информации, был минимален - это очень важная и нужная работа, и чтобы её выполнить, необходимо очень хорошо ориентироваться в информационном потоке, уметь сравнивать, сортировать, анализировать.

Информатика – это наука, изучающая  различные способы превращения информационного хаоса в стройную систему простых и сложных структур.  Поэтому на уроках информатики большое внимание уделяется различным построениям (множествам, цепочкам, деревьям, графам).

Абстрактное представление материала воспринимается детьми оторвано от привычных  для них ассоциаций. Дети мыслят конкретными образами, а цепочки и деревья из геометрических фигур, с этими образами связаны очень слабо.  Как помочь ребёнку выстроить правильные ассоциативные связи между пройденным на уроке и уже накопленным в результате жизненного опыта материалом?

В первую очередь помогут правильно подобранные учителем примеры, знакомые и понятные ученику. Даже вам, читающим эту статью, необходима конкретизация изложенного. Приведу несколько примеров.

 

Пример1. Цепочка

Основным понятием курса «Информатика 2» Семёнова и Рудченко является цепочка. Изучая эту структуру, дети знакомятся с особенностями расположения элементов в цепочке. «Предыдущий» - «последующий», «раньше» – «позже», «второй перед…», «третий после…» и т.п. – все эти понятия очень легко иллюстрируются на живых примерах: очередь в магазине, колонна на физкультуре, список фамилий в журнале и т.п.

Очень наглядно и интересно строить цепочки из присутствующих на уроке детей. Участвуя в построении, ребёнок активен и хорошо понимает, чего необходимо добиться.

Игровая составляющая урока выполняет сразу две задачи: является физической разгрузкой и в увлекательной форме помогает детям усвоить изученный материал.

 

Игра «Построй цепочку»

 Участвовать могут от 6 до 10 ребят. Обычно все присутствующие на уроке делятся на две группы. Одни участвуют в построениях, другие проверяют правильность этих построений. Учителем задаются условия построений, например: «В этой цепочке после каждого мальчика стоит девочка И первая бусина в цепочке – девочка». Сначала таких условий может быть только два, позже их количество увеличивается. В условиях присутствуют логические операторы И, ИЛИ, НЕ. Особо не акцентируя на них внимание, учитель, тем не менее, показывает на практике их правильное применение и тем готовит благодатную почву для дальнейшего понимания алгебрологических выражений.

 

Игра «Определи бусину в цепочке»

Дети, участвующие в построении, перемещаются соответственно заданным условиям. Условия могут задавать те ребята, которые остались на местах. Например: «Третья после Вани стоит Наташа или Аня стоит раньше Валеры».

Возможные ошибки определяются  детьми, которые не стоят в цепочке, тоже в игровой форме. Если цепочка верна, дети хлопают в ладоши (кивают головой, поднимают правую руку вверх и т.д.), если ошибочна – закладывают руки за спину (качают головой, встают с места и т.д.).

Обе игры используются для закрепления понятий, связанных с порядком расположения бусин в цепочке.

Пример2. Таблица.

 

Таблица – это очень сложный и неудобный для восприятия ребёнка способ записи информации. Наглядность таблицы для ученика начальной школы минимальна. И, тем не менее, работать с таблицей дети начинают уже в начальной школе. Как помочь им освоить этот непростой способ отображения информации?

Прежде всего, очень  важно объяснить, для чего нужно использовать табличную запись.  Перед тем как перейти к работе с таблицей можно рассказать детям историю, связанную с сортировкой. Например такую.

На Новый год в огромный мешок сложили кукол для девочек и машинки для мальчиков. Куклы различаются по цвету волос: светлые, рыжие и чёрные и по виду одежды: в платьях и в брюках. Машинки различаются по размеру: большие и маленькие и по цветам: синие, красные, жёлтые, зелёные. Чтобы ребята не спорили из-за подарков, учительнице нужно распределить их так, чтобы в каждом классе игрушки были одинаковые. А чтобы дети не увидели их заранее, сортировать игрушки она может только в маленькой тесной подсобке, где хранится мешок. Разложить игрушки по группам она не может – нет свободного места, перебирать мешок много раз, отсчитывая игрушки определённого вида – слишком долго. Один из способов решения этой задачи составление таблицы. Вытаскивая из мешка игрушку, учительница заносит её в нужную клетку таблицы, и переходит к следующей. Перебрав весь мешок всего один раз, она получит полную картину о количестве игрушек каждого вида.

После такого объяснения важность таблицы становится понятна детям. Но это ещё не значит, что им будет легко с ней работать. В качестве игры, закрепляющей навыки работы с таблицей можно использовать шахматную доску или поле игры в «Морской бой». Например: на шахматной доске размещены белые и чёрные фигуры (вид фигуры здесь не учитывается). Нужно заполнить две таблицы: таблицу, в которой определяется количество фигур одного цвета в каждом столбце, и таблицу, определяющую количество фигур одного цвета в строке.

 

Суммируя элементы в каждой строке и каждом столбце таблиц, дети проверяют правильность их заполнения.

Более сложный вариант таблицы используется в задаче «Морской бой».

Суть этой задачи состоит в разгадывании расположения кораблей противника по таблицам. Элементы кораблей на поле противника восстанавливаются по координатам указанным в таблице. Например: однопалубные корабли встречаются в десятой строке в столбцах а, в и к, а также в четвёртой строке в столбце  И.

 

                                                                                                   Таблица 1.

 

 

                                                                                                   Таблица 2.

 

Уровень сложности задачи при работе со второй таблицей повышается, так как наименования столбцов в таблице и в поле для игры не совпадают.

Результатом работы является поле противника, что имеет несомненную прикладную ценность в глазах детей. Неплохой проектной работой было бы проведение турнира по игре в «Морской бой», с использованием таблиц для рассекречивания расположения кораблей противника. Каждый участник турнира готовит свою таблицу, проверяет её,  и перед игрой предоставляет сопернику.

Пример3.  Дерево. Дерево или иерархическая структура является тоже довольно сложной для ребёнка. Эта сложность связана с отсутствием примеров из реальной жизни, демонстрирующих данную структуру. Первое знакомство с  иерархической структурой ждёт ученика  только в средней школе. Первое, что придёт на ум взрослому – это взаимоотношения начальника и подчинённого, но дети мало знакомы со структурой организаций, поэтому дать представление о дереве лучше на примере неодушевлённых предметов.

Нужно взять несколько электрических переходников на 3 или 5 розеток и подключить их в сеть в произвольном порядке. К не занятым розеткам нужно подключить различные электрические устройства (монитор, колонки, ноутбук, принтер, сканер, настольную лампу или видео камеру). Имея такой наглядный пример, можно легко говорить о таких  элементах дерева как  ЛИСТЬЯ, КОРНЕВЫЕ БУСИНЫ. Листьями  в данном дереве будут электрические устройства, подключённые к розеткам проводников. Корневыми бусинами – розетки первого проводника.

Для объяснения понятия УРОВЕНЬ ДЕРЕВА лучше взять пример многоэтажного дома с разным количеством квартир на этажах.  Первый этаж в доме занимает магазин или офис, поэтому количество бусин на первом уровне достаточно мало. Чем выше поднимаемся по этажам, тем меньше площадь квартир, и больше их количество. На таком примере очень сложно говорить о ЛИСТЬЯХ, но это понятие уже пройдено и понято детьми, а уровень и этажность просматривается на данном примере очень легко.

Хорошим закреплением данной темы может быть небольшая групповая работа. Назовём её «Почта». Почтальоном работает учитель.

Практическая часть:  Каждый ученик получает схему дерева, где бусинами являются имена или фамилии участников группы, конверты с чистыми листами бумаги и следующую инструкцию.

  1. Найди на схеме дерева бусину со своим именем.
  2. Определи, какой бусиной ты являешься. Если ты - корневая бусина ты начинаешь переписку. В письме пишешь свою фамилию (имя). Напиши писем столько, сколько у тебя следующих бусин. Отправь их адресатам.
  3. Если ты не корневая бусина, жди письма. Получив письмо, допиши свою фамилию (имя) и перепиши письмо столько раз, чтобы ты мог отослать письма всем следующим для тебя бусинам.
  4. Если ты - лист, не пиши писем.

Аналитическая часть состоит в том, что ребята должны ответить на вопросы:

  1. Как по письму определить уровень бусины? (количество имён или фамилий)
  2. Чему должно соответствовать количество писем? (количеству путей дерева)
  3. Как определить уровень дерева по письмам? (количество слов в самом длинном письме).

Таким образом, играя, ребята учатся ориентироваться в структуре и  проводят анализ различных характеристик ДЕРЕВА.

 

На верх.

 

 

Hosted by uCoz