Назад

Логические игры:

 
В начало
 

1. Игра «Угадай свойство»

Взрослый называет несколько предметов. Все они обладают общим свойством, которое необходимо отгадать.

Например: чай, кофе, сок, конфета, пирог, голосок.
Свойство: сладкий.

Сложность заключается в том, что любой объект обладает не одним, а несколькими свойствами. Из нескольких надо выделить один, который был бы истинным для всего множества перечисленных объектов.
В начале, для упрощения задачи, можно исключить те объекты, для которых загаданное свойство употребляется в переносном смысле. В приведённом примере это слово – голосок.

2. Игра «Назови противоположность»

Одним из ключевых понятий в информатике является – логическое отрицание. Игра «Назови противоположность» тренирует детей в умении подбирать противоположное по значению слово, развивает их кругозор и лексику.
Взрослый говорит слово, ребёнок придумывает противоположное по значению.
Данную игру можно усложнять. Сначала детям предлагаются прилагательные и наречия, на которые легко придумать противоположность (сладкий – горький, горячий – холодный, верх – низ), потом включаются более сложные по значению слова, а также словосочетания (частый – редкий, румяный – бледный, раннее утро – поздний вечер, далёкий север – близкий юг)

3. Игра «Контр пример»

Здесь важным моментом является умение обосновать своё суждение. Взрослый предлагает заведомо ложные суждения, которые дети должны опровергнуть с помощью контр примера.

Например: В вашем классе одни девочки.      Воронов Алёша.
Все цветы красные.                                           Фиалка.
Все фрукты круглые.                                          Груша.
Нет ни одного числа больше                            100. 103.


4. Игра «Логическая пара»

Эта игра открывает раздел игр, направленных на развитие у детей ассоциативного мышления.
Посредством данной игры ребята учатся находить пару для заданного объекта, и объяснять полученную логическую связь.
На первом этапе игры объекты задаются взрослым. Дети называют другой объект, логически связанный с первым. Таких пар может быть несколько.

Например: мяч – нога, мяч – ворота, мяч – кольцо;
дневник – двойка, дневник - расписание;
урок – звонок, урок – перемена;
учитель – ученик, учитель – журнал, и т.д.





5. Игра «Логическая цепочка»

Переход к данной игре происходит только тогда, когда взрослый уверен, что игра «Логическая пара» детьми освоена.
Исходный объект задаётся взрослым. Затем ребёнок и взрослый по очереди называют логическую пару к последнему названному объекту.

Например: мяч – ворота – вратарь – пенальти – судья – суд – приговор – тюрьма – преступник – кража – деньги – зарплата – работа – отдых – море – солнце – луна и т.д.

Детям необходимо понимать, что логическая связь соединяет только рядом стоящие объекты. Это не противоречит изученным правилам построения цепочек.
Логические цепочки могут быть, сколь угодно, длинными. Следует только предотвращать циклические повторения.



12. Игра «Найди связь»

Следующим этапом в развитии ассоциативного мышления у детей является воссоздание пропущенных фрагментов логической цепочки. Уровень сложности этой игры на порядок превосходит предыдущие, поэтому взрослый на начальном этапе должен задавать правильный ход рассуждений.
На первых порах объекты не должны располагаться далеко друг от друга в цепочке рассуждений.

Например: ножницы … двойка.
ножницы – бумага – перо – чернила – клякса – двойка.
гвоздь … дятел
гвоздь – молоток – стук – дятел.

В дальнейшем цепочки могут удлиняться, но только в том случае, если логические пары строятся наиболее однозначно. Многозначных связей желательно избегать.
 
 
     
     
Hosted by uCoz