Уважаемые учителя выпускных классов школ!
Ваши воспитанники и вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни
– подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – впервые применяется в политике
государства. Педагогика и психология ещё не имеют опыта подготовки детей к
ЕГЭ.
Предлагаем вам некоторые соображения о психолого-педагогической поддержке
детей в этот период – из опыта психологического консультирования подростков
и их родителей.
Надеемся, этот материал поможет вам стать чуть более компетентными и
успешными педагогами в отношении такой непростой и незнакомой ситуации, как
ЕГЭ.
Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в
подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это
стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и
даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и
психологические силы человека.
Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель
его зрелости как личности. Такую зрелость демонстрируют лучшие ваши
отличники. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных
профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные
ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.
Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно –
подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном
возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость.
В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в
тренировке способности действовать в условиях стресса.
Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не
нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности,
снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде
тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех
особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.
Наконец, на решении о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся
с неразвитой учебной деятельностью.
Ниже мы так и рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ – сквозь призму этих
трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей
с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной
системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность
к самостоятельной учебе.
Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют
большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из
«сильных».
С детства
отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.
Стараются все в
окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно –
кроме антисоциальности!).
Неудобны
самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат
вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в
средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.
Им всегда
нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у
доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже
просят их создать.
К прежним
экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие
результаты.
На самих
контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными,
ускоряет их мышление и сообразительность.
Они с
удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше
участие в них.
Неудачи на
экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма.
Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.
В результате преодоления испытаний такие подростки
становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт
достижения успехов.
Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка
знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе
экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо
закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том
числе и трудностями в ней!
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:
Реферирование
дополнительной научно-популярной и научной литературы.
Частые контрольные работы с их защитой перед классом –
как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.
Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или
из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.
Защита своих
самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.
Выполнение и
защита (публикация) научных работ.
Коллективные
научные задания – как модель работы в научных коллективах.
Участие в
конкурсах, научных конференциях.
Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым
в классе.
К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие
способы (ее можете проводить вы сами или поручать ее педагогу-психологу
вашей школы):
Поддержка любых
проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе,
в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).
Поддержка
«сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер»,
«интеллектуал», «психолог».
Тренинг
способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или
творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения,
формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.
Тренинг
способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент
оценки результатов своей успешной деятельности.
Тренинг
способности учеников использовать кризисы как возможность для развития
личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом)
поведения.
Развитие у
подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение
делового ежедневника), режима дня.
Аутотренинг
волевой мобилизации.
Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.
Указанные выше технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и
индивидуальными (см. обращения к самим подросткам и родителям), достаточны
для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем
тревожности. Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и
бесед с учениками, а можно поручить контроль и школьным психологам –
применить соответствующие психологические тесты (достоверны: цветовой тест
М. Люшера, тест тревожности, напряжения и познавательной активности
Спилбергера в модификации Андреевой, тест самооценки Дембо-Рубинштейн,
проективные рисунки и др.).
По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и
сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них
нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности
(возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную
успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников
уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше,
чем у детей со слабой нервной системой!
Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь! (ее можете
оказать как вы, так и психолог вашей школы):
• Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж,
ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.
• Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности:
общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби
(это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).
• «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа
днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2
часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и
ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и любые
алкогольные напитки (в том числе пиво!).
Роль репетиторов и ваше отношение к ним.
Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей.
Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет
сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и
нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности
в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить
быть у них репетиторами.
Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:
Дать репетитору
сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.
Описать
наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного
учащегося в 10-11-м классах.
После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать
давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.
Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми»
нервами).
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы
можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:
Проявляют
страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться
некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.
Боятся отвечать
на уроках, особенно – у доски.
Пытаются
избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются
больными.
На контрольных
и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают
задачи, посильные им в спокойной ситуации.
Подолгу
переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные
и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих
уроках.
Капризны,
плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.
В классе не
претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.
Быстро утомляются
в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные
боли или сонливость.
Грызут ногти и
пальцы.
Педагог как специалист по стрессам учащихся, психолог и даже психотерапевт.
Распространенность и частота стрессов в современном мире (в школах и вузах,
в семьях, во дворах, а теперь еще и ЕГЭ) такова, что любой взрослый,
занимающийся детьми, автоматически становится психологом или даже
психотерапевтом – воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог
дополнительного образования, родитель.
Особенно это касается детей и подростков со слабой нервной системой.
Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:
1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.
2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной
деятельности.
Рассмотрим каждую из этих стратегий. Снижение тревожности, повышение
самооценки и устойчивости к стрессам.
Психофизиологическая помощь педагога.
Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе
из школы, отход ко сну не позже 22зо, продолжительность сна – не менее 9
часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с
перерывами по 30 минут.
Педагогическая помощь:
Рассаживать
тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
Спрашивать в
середине уроков.
Подсказывать
родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы
усвоения материала.
Психологическая помощь педагога и школьного психолога:
Не прибегать к
публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи
индивидуально.
Непрерывно
поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по
дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).
Научите его
самого поощрять себя за эти же успехи.
Аутотренинг с
применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к
разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).
Врачебная помощь:
Используйте
возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им
самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским
психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ЕГЭ.
Тренировка
уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Педагогическая помощь:
Поддерживать
любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.
Практиковать
индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.
Моделировать
ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.
Помощь репетиторов. Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг
учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать
репетиторство с предметов ЕГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и
лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.
Психологическая помощь:
Призвать семью
к стимулированию самостоятельности ребенка в семейных ролях (фактически –
это внутрисемейный СПТ).
Обучить
подростков приемам волевой мобилизации, изложенным в разделе для родителей
и подростков.
Провести
тренинг родительской компетентности и уверенности в применении системы
общей психологической поддержки ученика: учащение физического контакта с
ребенком (пребывания рядом, обниманий, ласки, массажей). Приготовление
ребенку любимых блюд и совместная еда. Поддержка его позитивной самооценки,
вплоть до временного исключения критики со стороны взрослых в семье.
Непрерывное выражение ребенку чувства любви. Непрерывное поощрение ребенка
за любые успехи в учебе и других делах (домашних, в кружках и секциях, в
хобби). Научить ребенка самому поощрять себя за эти же успехи. Совместно с
ребенком и репетитором подводить позитивные итоги занятий каждые 2-3 дня
(или даже - ежедневно). Чаще дискутировать с ребенком по различным
предметам – учите его уверенно формулировать мысли, отвечать.
Провести таким
детям групповой социально-психологический тренинг (СПТ) уверенности в себе,
лучше в ноябре-декабре 11-го класса.
Провести с
каждым ребенком индивидуальный тренинг способности к успешной деятельности:
вместе с ребенком составить список всех его успешных дел в жизни (в учебе и
за ее пределами). Выяснить, какими психологическими способами были
достигнуты успехи. Тренировать применение этих способов в текущей учебе.
Научить ребенка планировать постепенную передачу ему инициативы и
ответственности за учебу и тренировать навык планирования и получения
желательных (хороших) оценок.
Группа учеников с
неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.
Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов школы
– уже в кризисах начальных и средних классах школы.
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:
Не доводят дела
до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их
незавершенными.
Пассивные и
«ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не
занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.
Преобладают
пассивные способы проведения досуга – телевизор, простые («детские»)
компьютерные игры, гуляния с друзьями без сложно организованных
деятельностей.
Нет сложно
организованного досуга – чтения, сложных развивающих компьютерных игр
(«стратегических», познавательных), коллекционирования, воспитания животных
и др.
Начали учебу с
симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы –
деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр,
творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков
общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому, восприятия
сказок/мультфильмов и искусства).
Испытывали
трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до
того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать
уроки вместе или принуждать к учебе.
Прибегали к
защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали
приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели
дневник, «забывали» тетради и учебники.
Скрывали от
родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.
Имели ухудшение
успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 8-9-м
классах.
Снижали
мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха,
оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним);
отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».
Протестовали
против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках
(«срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими
одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и
т.п.
Все надо делать
вовремя!
При
своевременном выявлении таких детей – в кризисе школьной дезадаптации в
начальных классах или в кризисе перехода в средние классы – применяется
последовательность стратегий психокоррекции, рассчитанных в сумме на 2-3
года:
Временно сосредоточиться
на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом
временно игнорировать низкую школьную успеваемость).
На этой основе
восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной
деятельности.
Закрепить ее в
системе дополнительного образования.
Моделировать
ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по
предметам, в которых у него были успехи, а затем по большинству.
Возможностей немного,
но они есть!
Проблемы в 10-11-х классах у детей данной группы, в частности проблемы с
подготовкой к ЕГЭ, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей
видеть ребенка в техникуме (колледже) или вузе. Здесь требуется трезвая
оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных
способностях их ребенка.
Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной
учебной деятельности в течение 11-го класса: периоды снижения успеваемости
в 5-6-м или 8-10-м классе были непродолжительными. К 10-11-му классу мотивация
учебы восстановилась. Успеваемость, даже в периоды снижения мотивации
учебы, не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных
переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и
хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ).
Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени –
всего-то несколько последних месяцев 11-го класса.
Педагогическая поддержка:
Определить, по
каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени)
сохранялась мотивация учения.
Немедленно
начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они
и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.
После повышения
у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше
им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ, даже
если по ним мотивация была давно утрачена.
Психологическая поддержка:
Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него
интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с
другими, подготовка в техникум или вуз, другое.
Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.
Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и
мотивация стремления к ним.
Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я
успешный») и интереса к нему.
Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной учебе?
Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить способность к
успешной учебе за полгода в течение 11-го класса (это те, у кого
характеристики хуже приведенных выше).
Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его родителей на
реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся возможностей ребенка:
принять план на учебу в учреждении начального профессионального
образования.
Ключевой становится психологическая работа: изучить все самостоятельные
деятельности и хобби ребенка и определить, в каких сферах жизнедеятельности
они были, которые и подсказывают выбор профессии. Провести психодиагностику
профориентационными тестами (Опросник Голланда или ПДО; профориентационный
вариант теста Г. Айзенка и ММРI, др.); обсудить с подростком результаты.
Помочь подростку выбрать профессии наиболее престижные и устойчивые
(«непотопляемые») на рынке труда. Мотивирование родителей на принятие
ребенка и на помощь ему в достижении им успеха в начальном профессиональном
образовании.
Успеха вам в вашей работе, коллеги!
|